Рецензия
на книгу А.С. Саканяна «Театр одного зрителя»
«Театр одного зрителя» рекомендовать к прочтению я не решусь.
Каждый сам должен будет решить: читать ему эту книгу или нет?
Shrek (Ekvilibrium.ru)
Вступительное слово автора книги к рецензии
Это несколько необычная рецензия. По моей просьбе уважаемый критик Shrek (http://ekvilibrium.ru/?n=15) написал рецензию на мою книгу, за что я искренне благодарен ему. Однако рецензия показалась мне мягкой и щадящей по сравнению с теми предупреждениями, которые я привожу ниже, вслед за настоящей рецензией. В то же время, мысли, высказанные Shrek-ом, отличались неординарностью и объективностью. Словом, я взял на себя смелость и внёс коррективы, которые, на мой взгляд, сконцентрировали и точнее отразили истинное положение. В принципе, против моих правок Shrek не возразил, но отказался ставить свою подпись под рецензией. Я считаю, что в данном случае первостепенна суть, а не соблюдение этикета. Поэтому я подписал рецензию вымышленным Kersh-ом, и предлагаю Вашему вниманию текст уважаемого Shrek-а в моей интерпретации. С первоисточником, то есть непосредственно с рецензией Shrek-а, можете ознакомиться, посетив: http://sakart.masterscity.net/Recenzii/Recenziya_Shreka.htm
А.С. Саканян
Рецензия от Kersh-а
Прежде всего, хочу предупредить, что эта книга далеко не однозначна. С каким успехом она может поднять человека до невообразимых высот в развитии, с тем же успехом может дезориентировать его и даже оказать пагубное влияние. К примеру, фильм реж. Ларса фон Триера «Догвилль» я могу со спокойной совестью рекомендовать к просмотру, но в отношении книги Саканяна я этого сделать никак не могу. Впрочем, обо всём по порядку.
Больше всего в «Театре одного зрителя» мне понравилась плотность мыслей, приходящаяся на единицу площади текста. Ведь, как правило, большинство фильмов и даже книг несут в себе одну или пару мыслей, вокруг которых строится сюжет. В этом смысле, «Театр одного зрителя» — это нечто из ряда вон выходящее. Здесь чуть ли не каждая строчка, реплика, эпизод дышат информацией, которую автор считает важной, нужной, полезной. Это и межличностные отношения, и фобии, и политика, и образование, и вера, и культура, и философия, и воспитание, и всё прочее, что, так или иначе, называется жизнь. Здесь нет привычного понятия «сюжет», который красочным языком увлекал бы читателя в неведомые дали. Здесь само повествование настолько скупо и сжато, что даже герои лишились своих имён.
Сплошь и рядом мысли, мысли, которые по ассоциации скачут с пятого на десятое и, видимо, автор специально прибегнул к такому необычному приёму. Это позволило ему ставить самые неожиданные задачи и находить внезапные решения, сопровождая всё это событийными вкраплениями. В книге много разных событий, а вопросов со своими ответами, пожалуй, даже слишком много. Не всякий человек за всю свою жизнь успеет, хотя бы, косвенно столкнуться с тем, что описано в книге, или же только подумать об этом. По большому счёту, это даже не литературное произведение, а схематичное объяснение, как бы «на пальцах», что есть наша жизнь, и книга изложена таким языком, будто это мы сами так мыслим, а не автор.
Конечно, всё это звучит и наивно, и смешно, и вызывающе и, признаюсь, что я и сам не удержался от саркастической усмешки, когда читал авторское предупреждение. Ведь попыток написать книгу о Жизни было достаточно много. Однако я не хочу давать оценку и утверждать, что у Саканяна это получилось хорошо или плохо. Не стану говорить, что он внёс нечто необычное, или напомнил мне «хорошо забытое старое», хотя непросвещённому читателю многое покажется в диковинку. Ведь то, что изложено в «Театре одного зрителя», наверняка, можно найти у отдельных авторов в области психологии, физики, религиозных толкований, философии, биологии, политики, эзотерики, медицины, астрономии и т.д. и т.п. Просто все эти авторы были ограничены рамками своих профессиональных знаний, изъяснялись своим специфичным языком, и могли осветить лишь какую-то сторону жизни, не подводя под неё единую базу, теорию. Саканян же прямо воспользовался древнекитайской мудростью, гласящей, что в природном многообразии вещей и явлений заложены одни и те же принципы. По мере повествования, казалось бы, совершенно разные аспекты жизни из-под его пера постепенно начинали стягиваться к единой сути, которая в конечном итоге втянулась в «Театр одного зрителя» и открыла дверь в мир причин.
Эта книга, как я уже сказал, неоднозначна, и давать ей оценку сложно. Наверное, на ней должна быть надпись: «Принимать только по указанию врача!», и этому есть своё объяснение. Фильм «Догвилль» я со спокойной совестью рекомендую, поскольку знаю, что этот фильм заставляет задуматься, но без каких-либо последствий для психики большинства зрителей. А вот рекомендовать массовому читателю «Театр одного зрителя» я не решусь. Слишком уж сильный там эффект воздействия от логики мыслей. Зачем же тогда я всё это пишу? Только потому, что в отношении этой книги, каждый должен сделать свой выбор самостоятельно — читать ему эту книгу или нет? Я лишь говорю о том, что существует некая книга — «Театр одного зрителя», которую можно порекомендовать, разве что, тем, кого вопросы о смысле своего существования замучили настолько, что жить уже стало невмоготу.
Скажу прямо, — читать эту книгу опасно, поскольку она способна перевернуть мировоззрение. Если же Вы всё-таки намерены прочесть, то вот Вам ещё из моих впечатлений. Эта книга не то что жестковата, а просто жестока. Причём, жестокость отображена столь разнообразно, и с такой смысловой нагрузкой, что, кажется, и Фрейд, и Джек «Потрошитель» перевернулись бы в гробах, если бы они прочли соответствующие выдержки из книги. Правда, в реальной жизни случаются вещи и похуже, но, когда вникаешь в глубинную суть, — становится жутко.
В последней трети книги автор шагнул в область глобальных проблем, связанных с жизнеустройством на Земле. Естественно, что переход от личности к социуму, от частного к общему, приводит к снижению остроты восприятия и сопереживания героям, но даже в этом случае читать «залпом» — нет смысла. Лучше потратить больше времени и задуматься о своей жизни, порыться в прошлом, впрочем, сама книга буквально вынуждает переосмысливать каждый шаг своего жизненного пути.
Сухой стиль повествования немного раздражает, но, по окончании чтения, понимаешь, что будь это полноценный литературный текст, то объем произведения вырос бы и в три и в пять и в большее число раз. К тому же, если эта книга всё-таки окажется Вашей, то читать её придется многократно, и тут лишний объём мог бы только затруднить «переваривание» духовной пищи. Так что, надо отдать должное автору, который постарался не только сжать текст до голой сути, но и выложить её в простой и доступной форме. Поэтому и читать эту книгу, перескакивая через строчки, — всё равно, что отказаться от мёда и довольствоваться пустыми сотами.
Я специально не касаюсь ни сюжета, ни героев книги — не столь это важно в данном случае, и необычное название «Театр одного зрителя» в двух словах не передашь. Впрочем, когда будете читать, — поймете сами, а, если не будете, — то и не надо забивать себе голову разными домыслами. Просто забудьте, что есть такая книга, и всё.
Резюме. Книга, конечно, полезная, но никакого восторга у меня не вызвала, а точнее, родила ряд опасений. Главная причина моих тревог в том, что даже самая благая мысль может обернуться злом, если её неправильно воспринять и истолковать. В данном случае, я бы предпочёл более длинный, может быть, сложный, но мягкий путь, чтобы безболезненно плыть по стихии жизненных волнений, которыми нашпигована книга и столь нагими и грубыми мазками выплеснута на страницах «Театра» Саканяна Артура.
При всём своём уважении к автору, брать на себя ответственность и рекомендовать книгу к чтению я не буду — решайте сами, это Ваше право. Поэтому желаю Вам познавательного чтения в силу Ваших возможностей и сложившихся обстоятельств.
Kersh 14 мая 2006 года.
Предупреждение от автора книги!
Не сочтите за неуважение, но прошу принять во внимание настоящее предупреждение.
Если Вы не умеете мыслить образами, или здравый смысл может оскорбить Вас, то читать эту книгу бесполезно. Если Ваше видение мира уже ограничено устоявшимся мировоззрением, житейскими догмами или сужено рамками религиозной веры, то книга может вызвать недовольство, гнетущее чувство обделённости и даже нанести оскорбление. Если Вы, не задумываясь, способны унизить человека, то, прочитав эту книгу, можете надолго омрачить свою жизнь. Если чужая боль Вам неведома, — лучше прямо сейчас закрыть книгу, но, если и любовь Вы предали, то читать эту книгу опасно. Просто примите к сведению, что эта книга не для Вас, и Вы ничего не потеряете, если откажетесь от неё.
Знаю, не верите. А Вы представьте на миг, что чтение заманит Вас в виртуальный мир, где, споткнувшись на какой-то мысли, внезапно осознаете реальность своей души. Поймёте, как Вы успели ей навредить. Правда, узнаете ещё много другого интересного и о себе, и о людях. Однако пройдут дни, месяцы, и Вы начнёте припоминать все те табу человечности, которые нарушили. Иллюзии самообмана станут растворяться в логике мыслей, навеянных книгой, миражи безоблачного счастья растают, а внезапные всплески тоски и раздражительности подтолкнут Вас к осознанию собственной ущербности. Возникнет недовольство жизнью, книгу Вы возненавидите, а автору станет неприятно, что его мысли вызвали у кого-то душевное страдание.
Это не выдумка, а объективная реальность, которую автор не принимал всерьёз, пока сам не споткнулся на банальной закономерности. Дело в том, что нашему материальному зрению многое недоступно, а всё незримое размыто в сознании смутными тревогами перед чем-то неведомым и непостижимым. Естественно, как только слепец прозревает, то возникает качественно иное восприятие реальности, а суть угрозы состоит в последствиях воздействия нового мироощущения на психику. Прецеденты с самонадеянными читателями уже имели место, и поэтому с каждым разом автор вынужден ужесточать это предупреждение.
Учтите, что эта книга, несмотря на художественную форму изложения, — своего рода тест и создаёт душевный стресс, приправленный горечью осознания безвозвратно упущенного времени. Имейте в виду, что Вы надолго можете увязнуть в болоте иллюзий самоутверждения, но тогда просветлять ручей своей жизни будет ещё горше и больнее. Знайте, что непотребная мысль, родившись в виртуальном мире романа, может навлечь на Вас наказание по совести в реальной жизни.
Отнеситесь к вышесказанному со всей серьёзностью. Ещё раз прислушайтесь к себе, к своей интуиции. Если хоть на йоту возникнет сомнение в целесообразности чтения, то дочитайте до значка «***» и сразу переключите своё внимание на более привычные занятия. Если же где-нибудь увидите «Театр одного зрителя» — мысленно сожгите его, а пепел выкиньте из памяти.
Прощайте.
***
Если Вы всё-таки решили прочесть книгу,
то автор за причинённый дискомфорт, моральный и прочий ущерб
ответственности не несёт.
Вернуться на главную страницу сайта