На главную страницу старого сайта
На главную страницу нового сайта
Преамбула Конституции Жизни
Анализ предыстории
Известно, что государство и его законы своими корнями уходят в то далёкое прошлое, когда разум впервые осознал себя, как «я». Ум отмежевался от души, светская жизнь отделилась от духовной, и во внешнем мире Человек оказался без своей внутренней опоры. С тех пор Человек ищет свою опору вне себя, противопоставляя своё «эго» окружающему миру.
Однажды, подмяв более слабых людей под себя, Человек вошёл в соблазн жить за чужой счёт. Для этого он создал законы, регулирующие взаимоотношения рабов и хозяев в зависимости от экономической целесообразности. Так, физические кандалы со временем обветшали и сменились на более целесообразные виды зависимости: экономическую, психологическую, юридическую. В наши дни система жизнеустройства достигла пика совершенства — демократизации рабства, а негласные правила «игры в жизнь» подвели Человека к рубикону самоуничтожения.
Со дня рождения Человека, «правила игры» сразу же отделяют его от «игроков» из другой «команды»: по религиозным, кастовым, национальным, расовым, классовым и прочим признакам. Причём, интриги этих «игр в жизнь» сведены к одному замыслу: «Кто не с нами — тот наш враг». Подобный «гуманизм» объединения «за» через «против» побуждает сотни тысяч «чужих» навсегда избавляться от участия «игры в жизнь». Трудно же жить, ощущая себя изгоем общества, или жить, как хамелеон, затаившись в своём маленьком мирке. Для «своих» же — путь один: надо в угоду принципа «Разделяй и властвуй» объединяться «против» чего-либо, или кого-то. Но ведь чтобы отделиться от других людей, надо провести межу ненависти и предать человечность...
Действующие законы никак не могут совладать с этими негласными правилами жизни. Даже Конституционные Законы, защищающие, казалось бы, святое право нации на самоопределение и соблюдение территориальной целостности, служат детонаторами братоубийственных войн.
Нет в мире силы, способной разорвать порочный круг законных и незаконных игр «за» через «против». Поэтому человеческий ум вынужден ловчить с Законами, пытаясь даже кровью связать Закон с Жизнью. С этой целью совершаются революции, преступления. Однако все потуги тщетны, и от этого «игра в жизнь» становится гнуснее и безысходнее.
Идея и её обоснование
Существует детская аксиома: кто придумал игру — тот и правила к ней назначает. К примеру, все спортивные игры и правила к ним придумал Человек. Но ведь жизнь на Земле не он создал. Не он является автором этой «игры» и фактически присвоил себе чужие права, самовольно установив свои гласные и негласные правила «игры в жизнь».
Получается, что Человек себе на беду присвоил право творить законы жизнеустройства. Почему же он не хочет признать эту ошибку и вернуть авторские права Создателю жизни на Земле? Но где искать эти правила?.. В религии?.. К примеру, как можно претворить в жизнь библейские заповеди, если вне стен церкви они звучат настолько декларативно, что наделять их юридической силой закона просто нелепо? В программах партий? Но все программы единодушно декларируют одно и то же: «Всё — для счастья Человека!», а Человеку от этого ни холодно, ни жарко. Где же они спрятаны — эти правила «игры»?
Вполне очевидно, что существуют единые законы для всего Мирозданья, включая и Человека, и земную природу. Для каждого живого вида на Земле действуют свои правила, но вытекают они из единых начал. Человеческий ум перепробовал множество вариантов жизнеустройства, однако ничего путного для Человека так и не создал.
И никогда не создаст, пока не согласится с тем, что правила жизнеустройства Человека на Земле должны вытекать из единых законов Мирозданья точно так же, как это имеет место для природы. Пора бы Человеку осознать, что всё живое на Земле обретает своё законное место под солнцем только в согласии с природными принципами. В противовес единству Мирозданья и природы нельзя насаждать свою частную систему, придуманную смертным умом. Почему же Человек отказывается войти в это единство и ощутить прелесть своей неповторимости в гармонии с этим единством?
Но разве не может быть так, что Человек не замечает всего этого? Он же не видит Автора «игры в жизнь», и даже на реальное действие известных ему философских законов развития природы и общества никогда не обращает внимания. В то же время, для решения своих технических задач активно пользуется принципами, заимствованными у природы. Даже науку создал для этих целей — Бионику. Что же мешает Человеку создать «бионику» для личных нужд жизнеустройства? Ведь все природные принципы, безусловно, проистекают из Законов Мирозданья, и благодаря ним природа совершенствуется, как во внутривидовом, так и в межвидовом взаимодействии. Так ли уж трудно изучить природные принципы созидания применительно к себе? Зачем же блокировать свой разум стереотипами законов джунглей?! В природе один вид без другого существовать не может, и нет в ней понятия «против», «добро» или «зло» присущего человеческому образу мышления. Развитие жизни имеет место только во взаимодействии, но не в противодействии. Почему же в отношении себя Человек так слеп и оскверняет человечность противостоянием тому, что востребовано жизнью?!
Быть может, Человек настолько сжился с трафаретным способом объединения «против», что ему уже не по силам представить иное? Но разве невозможно примирить науку с религией и согласовать их единой философией жизни? Или у Человека нет желания слиться воедино с природой и со всем Мирозданьем? А может быть, Человеку претит гармоничное взаимодействие души, разума и тела? Неужели не осталось разумных людей, способных создать человечную Конституцию Жизни?! Если всё это фантастика, то продолжение жизни на Земле, в условиях нарастающего обострения противоречий, будет ещё большей фантастикой.
Первый шаг на пути к Конституции Жизни
Исходные реалии
Все проблемы Человека прямо связаны с системой его жизнеустройства, и эти проблемы настолько взаимозависимы, что рассматривать их в отрыве друг от друга не представляется возможным. В то же время, все проблемы совместного проживания людей отражены в Конституции — в Главном Законе государства. Вокруг Конституции сформирована законодательная база, где уже даны конкретные правила «игры» для решения этих проблем в рамках государства. Однако эти проблемы столь разнообразны, что это обстоятельство нередко порождает противоречия и несогласованность законодательной базы с конституционными законами и жизнью. К примеру, в Конституции СССР труженики были зарегистрированы, как хозяева предприятий, на которых они работали. Однако для конституционных «хозяев» за 70 лет так и не был разработан законный доступ к рычагам управления своими же предприятиями, а попытка урегулировать этот вопрос посредством Советов Трудовых Коллективов (СТК) оказалась неудачной.
Подобные разногласия между Законами и реальной жизнью имеют место во многих странах, а причины разногласий в большинстве случаев бывают заложены в первоисточнике Законов — непосредственно в теле Конституции. (Несколько примеров разногласий приведены в конце статьи).
Анализ
Известно, что государство призвано обеспечить сосуществование множества людей и осуществлять управление сферами их жизнедеятельности. К примеру, если бы люди были заняты только строительством пирамид, то государство стало бы большим строительным трестом, а Конституция представляла бы собой трудовое законодательство строителей. Однако жизненные потребности людей столь многообразны, что люди не ведают единой цели жизни. В отсутствии единой цели, общей идеи, государство представляет собой совокупность, несогласованных друг с другом, структурных трестов: строительных, армейских, чиновничьих и т.п.
— Целевая неопределенность человеческой жизни проецируется в целевую неопределенность государства.
С другой стороны, сами задачи и способы их решения столь различны, что тактические действия зачастую входят в противоречие друг с другом.
— Отсутствие единой стратегии, как принципиального механизма движения к цели, предопределяет несогласованность тактических действий при решении разнохарактерных задач.
Вывод:
Главная причина несогласованности Законов с Жизнью обусловлена:
а) отсутствием единого стержня, присущего всем сферам жизнедеятельности.
б) отсутствием единых принципов, способных увязать и стратегически согласовать друг с другом многообразие тактических действий.
Решение задачи согласования Закона с Жизнью
Решение задачи вытекает из аксиомы:
— стратегическая цель является универсальным объединяющим стержнем для согласования тактического многообразия.
При этом:
— для согласованного движения общества в процессе решения разнохарактерных задач необходима единая система принципов и механизмов, как руководства и инструкции к движению;
— разумный путь согласования Закона с Жизнью — это путь эволюционных преобразований, ведущих к совершенствованию.
Эволюционный путь решения задачи:
Конституция делится на две части:
а). действующая Конституция, как тактическая часть;
б). Стратегическая Конституция.
Процесс
— По мере готовности той или иной сферы жизни к преобразованиям, соответствующие законы действующей Конституции дополняются или корректируются в свете Стратегической Конституции.
— На основании конституционных изменений вносятся соответствующие изменения в законодательную базу и внедряются в жизнь.
— Стратегическая Конституция корректируется по результатам анализа внедрения, и процесс повторяется.
Такое взаимодействие Стратегической Конституции с действующей Конституцией позволит поэтапно согласовывать Законы с Жизнью в едином движении к совершенствованию.
Необходимые условия для формирования тактики и стратегии
Пояснения к терминам:
— Стратегия включает в себя стратегию движения и стратегическую цель.
— Стратегия движения ориентирована на стратегическую цель.
— Тактика действий руководствуется стратегией движения.
Стратегия движения и тактика действий
— Стратегия движения должна в доступной форме отражать принципы жизнеустройства Человека, а также механизмы взаимодействия и интеграции на всех уровнях, включая природу.
— Выбор той или иной тактики действий является прерогативой Человека.
— Стратегия движения должна нести в себе стимул для совершения тактических действий в заданном направлении.
К примеру, стратегия, ведущая Человека к совершенствованию во взаимодействии с внешним миром, несёт в себе стимул для соответствующих тактических действий.
Требования, предъявляемые к стратегической цели:
— Стратегическая цель должна быть прямо связана с Человеком.
— Стратегическая цель должна находиться вне конкретной системы и обладать объединяющим свойством.
Это условие позволит любой системе, включая Человека, всегда быть открытой для взаимодействия с другими системами и стратегически согласовывать тактические действия.
— Стратегическая цель должна обладать свойством бесконечности.
В противном случае, достижение конечной цели приведёт к остановке жизненного развития.
Парадигма Стратегической Конституции
Вполне очевидно, что для всего живого на Земле существуют единые закономерности. Благодаря единообразию методов и единству созидающих принципов, для всех видов в природе действуют универсальные механизмы развития и совершенствования, как во внутривидовом, так и в межвидовом взаимодействии. В то же время, современные достижения в познании законов природы позволяют провести анализ развития живой природы и человеческого общества, выделив их общие закономерности. К примеру, для решения своих технических нужд Человек уже полвека пользуется принципами, заимствованными у природы, создав для этих целей науку — Бионику.
В свете вышеизложенного, рассмотрим возможность создания Стратегической Конституции, прибегнув к природной мудрости.
Стратегическая Конституция
Проект
Исходные положения
— Стратегическая Конституция является стратегическим ориентиром для действующей Конституции.
— Стратегическая Конституция исходит из постулата, что Человеку в своей жизнедеятельности на Земле не следует противоречить природным закономерностям.
— В Стратегической Конституции излагаются принципы построения и механизмы взаимодействия, основанные на природных принципах созидания.
(см. ниже раздел «Перечень некоторых природных принципов созидания»).
— Изучением природных принципов созидания, применительно к жизнеустройству Человека, должна занимается новая наука о симбиозе Человека и Природы.
— Непосредственные разработчики Стратегической Конституции выявляются по аналогии с природным механизмом естественного отбора.
(см. ниже раздел «Взаимодействие, как механизм совершенствования»).
Структура и система
— Структура состоит из совокупности элементов со своими связями, образуя в целом несущий остов системы, её скелет.
— Структурные элементы отличаются друг от друга своим функциональным назначением (органы управления, информационно-аналитические, координационные и т.п.)
— Система представляет собой определённую совокупность структурных элементов, находящихся во взаимодействие друг с другом посредством связей, обеспечивающих реализацию функциональных «правил игры».
Характерные особенности
— Одни и те же структурные элементы, в зависимости от связей и правил «игры», могут образовывать разные по форме, но одинаковые по содержанию системы.
К примеру, в большинстве современных систем жизнеустройства государства присутствуют известные три ветви власти, а «правила игры» образуют многообразие систем от авторитарной тирании до демократичной формы правления.
— Истинны те связи и структурные элементы, которые востребованы жизнью, и без которых жизнь в человеческом обществе невозможна.
К примеру, известен случай, как двое детей заблудились, попали в волчью стаю, где и выросли. Среди волков осознание себя не было востребовано, и когда люди нашли этих детей, то это были настоящие волки, но с человеческим телосложением и лицом. Структурно они ничем не отличались от нормальных людей, но их система уже относилась к волчьей стае, а не к человеческому обществу, и жить среди людей они не смогли.
Следует отметить, что и возникновение института Общественной Палаты востребовано жизнью, как орган призванный согласовать Закон с Жизнью, власть с обществом. Смею предположить, что и этот институт ждёт плачевная участь СТК, возможно, с более длительной агонией.
— Качественно новую систему можно получить в результате принципиальных структурных изменений в системе и добавлением новых структурных элементов.
К примеру, самолёт был создан за счёт принципиальных изменений в конструкции автомобиля и добавлением новых элементов.
— потенциальные возможности системы снижаются:
- при отсутствии структурного элемента;
- при наличии лишнего структурного элемента;
- при лишнем «раздутии» структурного элемента.
К примеру: «отсутствие элемента» — одноногий человек бегать не может; «лишний элемент» — человеку с чемоданом в руках бегать затруднительно; «избыток» — полнота мешает бегу.
— Система, усовершенствованная за счёт оптимизации структурных элементов и структурных связей, качественно не меняется.
Взаимодействие, как механизм совершенствования
Совершенствование предполагает создание принципиального механизма, позволяющего естественным образом непрерывно выявлять лучшие умы для работы над Стратегической Конституцией.
С этой целью деятельность разработчиков Стратегической Конституции широко освещается и открыта для всех желающих принять участие в ней.
В процессе широкомасштабной, гласной работы и во взаимодействии со здравомыслящими людьми, осуществляется естественный отбор лучших участников, с соответствующей ротацией в рабочих группах.
По мере готовности общества к преобразованиям, на обсуждение-референдум выносятся проекты внедрения, в частности, в форме поправок или изменений к действующей Конституции. После принятия окончательного решения, в законодательную базу вносятся соответствующие изменения, с последующим внедрением и контролем на местах.
Следует отметить, что даже пассивное участие широких слоёв населения в работе над Стратегической Конституцией способно лучшим образом подготавливать людей к соответствующим преобразованиям в их жизни.
Автор настоящих тезисов апробировал методику взаимодействия посредством Интернета, как эффективного механизма по выявлению лучших умов и идей естественным образом. Для работы в виртуальном режиме Интернета над проектом Стратегической Конституции технических препятствий нет. Уже существует Discusser — интегратор коллективного разума. Технология пока что несовершенна, и вопрос её совершенствования или создания новой технологии сводится только к финансированию проекта.
Перечень некоторых природных принципов созидания
а) принцип внутреннего единства системы — подчинение всех принципов созидания единоначалию, и их ориентация на главную стратегическую цель;
б) принцип функционального разделения внутреннего единства — дифференциация системы по жизненно важным функциям, которые должны быть возложены на элементы структуры и связи между ними;
в) принцип резильянса — накопление потенциальной энергии для качественного скачка;
г) принцип траекториального строения — распределение ресурсов пропорционально жизненной востребованности;
д) принцип дублирования типовой ячейки — повторяемость модели типовой ячейки на всех уровнях системы;
е) принцип бифуркации — стресс, способствующий выявлению слабых звеньев и проверке системы на жизнестойкость;
ж) принцип направленной формы потери устойчивости — прогнозируемость поведения системы в тех или иных стрессовых условиях;
з) принцип регенерации — восстановление утраченных функций;
и) принципы оптимизации:
— минимизация потенциальной энергии — в оптимальной системе разность между условно запланированными затратами энергии и фактическими всегда должна быть положительной и стремиться к нулю. Положительная разность направляется на решение стратегических задач. Если же разность отрицательная, то поведение системы непредсказуемо.
— переупаковка в более плотный тип;
— стабильное функционирование системы независимо от изменений в граничных условиях.
к) принцип динамического равновесия — равновесие наступает не одномоментно;
л) принцип приоритета по критериям востребованности жизнью — истинно то, что всегда востребовано жизнью независимо от граничных условий существования.
м) принцип естественного отбора лучшего по качественным характеристикам;
н) принцип совершенствования во взаимодействии;
о) принцип релаксации — постепенная нейтрализация напряжений во избежание разрушения;
п) принцип прямой — обратной связи
и другие.
Заключение по проекту Стратегической Конституции
Главное достоинство проекта заключается в том, что статичную идею «Человек — мера всех вещей», которой люди придерживаются с античных времён, заменит динамичная идея совершенствования Человека во взаимодействии с окружающим миром. Главное, что принцип взаимодействия позволит Человеку ощутить свою востребованность и причастность к жизни, что является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности.
Внедрение механизма взаимодействия разработчиков Стратегической Конституции с широкой общественностью будет способствовать освобождению разума Человека от традиционных догм и стереотипов диалектики мышления — познавать мир в противопоставлениях. Всё, что не востребовано жизнью, постепенно уйдёт в лету, но произойдёт это не так скоро. Поэтому реальное действие Стратегической Конституции рассчитано на тех, кто ещё не родился. Однако основы необходимо заложить сегодня, сейчас, и это в наших силах.
Знание созидающих принципов позволяет раскрывать истинные причины тех или иных событий прошлого. В частности, знание принципов созидания предотвратило бы столь пагубное разрушение СССР, и даже хунте в лице ГКЧП позволило бы удержать власть в своих руках. Эти и другие подробности изложены в книге «Театр одного зрителя» (см. на сайтах: http://sakart.masterscity.net/ http://sakart.narod.ru/)
Нарушения принципов выходят за границы отдельной национальной идеи или государства. Более детально о глобальной стратегической цели, тем более, как о цели, обладающей свойством бесконечности, можно прочесть в указанной книге «Театр одного зрителя». Отметим только, что, в частности, будущее России видится, как сердце планеты Земля. Сердце способно биться само по себе, и во внутриутробном состоянии формируется первым. Оно обладает собственным врождённым разумом и начинает биться до появления физического мозга. Сердце первым дарит Человеку жизнь.
Руководствуясь принципами созидания, можно уже сегодня внести ряд конструктивных предложений по улучшению общего состояния разных стран. Следует сознавать, что вне единых закономерностей Человек вынужден кружить в водовороте следствий порочного жизнеустройства, придуманного его смертным умом. Пока ум своими амбициями на господство не уничтожил мир, разум должен сознательно вовлечь Человека в новую «игру» по правилам, вытекающим из мира причин природной мудрости.
Суть, излагаемая точными формулировками,
в разъяснениях и комментариях не нуждается
(нонсенс, когда пояснений к Конституции гораздо больше неё самой).
Противоречия Закона с Жизнью, на примере Конституции Российской Федерации
— Согласно статье 20 каждому даётся право на жизнь. Но ведь с тем же успехом государство могло бы дать право и на смерть. Зарождение жизни и смерть — акты интимные, а не государственные. В буквальном смысле, право на жизнь изначально является прерогативой родителей, а не государства. Государство призвано обеспечить условия для нормальной жизнедеятельности людей, а не права на жизнь декларировать, то есть имеет место подмена понятий.
— Согласно статьи 29 п.1, каждому гарантируется свобода мысли. Однако сама по себе мысль в свободе не нуждается, и её невозможно регистрировать на предмет свободы. Подобная гарантия дублирует то, что изначально «гарантировано» самой природой Человека. Человек свою мысль, может выражать словесно, письменно, жестами, действиями... Если гарантии рассматривать, как необходимое условие для свободы волеизъявления, то последнее подконтрольно государству, и на свободу волеизъявления законами уже наложены соответствующие рамки. Фактически эти ограничения входят в противоречие с декларируемыми гарантиями о свободе мысли.
— Согласно статьи 21 п.1, достоинство личности охраняется государством. Однако государство не охраняет, а только предоставляет право защищать достоинство личности в судебном порядке, что оговорено другими законами. Воспользоваться этим правом или нет — это уже личное дело граждан, а не государства. В противном случае, следует указать ту сферу по охране достоинства личности, которую государство, независимо от волеизъявления Человека, возлагает на себя. Точнее, государство призвано обеспечить порядок, исключающий ущемление достоинства личности.
— Согласно статье 15 п.2 представители власти и простые граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы. Однако, для представителей власти — это ещё и непосредственная работа — создавать законы и претворять их в жизнь. Поэтому они должны не просто соблюдать, а нести соответствующую ответственность за разработку, внедрение и исполнение закона. В противном случае, простые граждане также не должны нести ответственность за свою работу. Отсутствие соответствующей ответственности у представителей власти порождает бюрократизм и произвол силовых структур.
— Механизм, предлагаемый статьёй 111 п.4, ставит Высший законодательный орган перед выбором, вынуждающим отказаться от своего решения. Это обусловлено правом Президента распустить законодательный орган, если тот троекратно отклонит, предлагаемые Президентом, кандидатуры на пост Главы Правительства. Подобный механизм ставит членов законодательного органа перед выбором: отказаться от своего решения во время третьей попытки, или лишиться депутатских привилегий, что практически маловероятно. Последнее обстоятельство входит в противоречие со статьёй 29 п.3, гласящий, что никто не может быть принуждён к отказу от своих убеждений. В противном случае, необходимо очертить границы принуждения к отказу.
— В Конституции отсутствует статья, которая запрещала бы проводить голосование пакетом предложений. Это обстоятельство позволяет вместе с позитивными предложениями проводить и негативные.
Из вышеизложенного следует, что законы действующей Конституции расплывчаты и неоднозначны, что позволяет искажённо отражать их конституционную суть в законодательной базе. Естественно, при этом неизбежны противоречия между Законом и реальной жизнью.
P.S. Если Вы считаете, что проект Конституции Жизни необходимо реализовать для нашего потомства, то о своём намерении участвовать, а также другие предложения, критические замечания, отзывы, можете:
сообщить на e-mail: sakart@freenet.am
позвонить по телефону: 374 10 521898,
написать по адресу: 375025, Армения, г.Ереван-25, ул. Налбандяна 47, кв. 10.
Саканян Артур Саркисович.
Сделайте свой осознанный выбор.
Прочие подробности изложены на авторских сайтах:
http://sakart.masterscity.net/ и http://sakart.narod.ru/
На главную страницу нового сайта