На главную страницу сайта

На страницу Планы на Будущее

На страницу Новости

Условия конкурса

Оппоненты

Тезисы к конкурсу интеллектуальных проектов «Идеи для России - 2005»

 Цели и задачи конкурса:

— мобилизация интеллектуального потенциала общества на разработку стратегии развития страны в ХХI веке.

В условиях указано также, что на конкурс принимаются проекты, посвященные проблемам модернизации страны и направленные на решение задач в сферах: государственного строительства, федеративного устройства, социальных и национальных отношений, внешней и оборонной политики, идеологии, экономики, инновационных технологий, регионального развития.

Исходные реалии

Вышеуказанные проблемы прямо связаны с системой жизнеустройства Человека и настолько взаимозависимы, что рассматривать их в отрыве друг от друга не представляется возможным. Все эти проблемы отражены в Конституции — в Главном Законе государства. Вокруг Конституции сформирована законодательная база, где уже даны конкретные правила «игры» для решения этих проблем в рамках государства. Однако эти проблемы столь разнообразны, что это обстоятельство нередко порождает противоречия и несогласованность законодательной базы с конституционными законами и жизнью. К примеру, в Конституции СССР труженики были зарегестрированы, как хозяева предприятий на которых они работали. Однако для конституционных «хозяев» за 70 лет так и не был разработан законный доступ к рычагам управления своими же предприятиями, а попытка урегулировать этот вопрос посредством Советов Трудовых Коллективов (СТК) оказалась неудачной.

Подобные разногласия между Законами и реальной жизнью имеют место во многих странах, а причины разногласий во многих случаях бывают заложены в первоисточнике Законов — непосредственно в теле Конституции. (Несколько примеров разногласий даны ниже, в Приложении).

Анализ

Известно, что государство призвано обеспечить сосуществование множества людей и осуществлять управление всеми сферами жизнедеятельности. К примеру, если бы люди были заняты только строительством пирамид, то государство стало бы большим строительным трестом, а Конституция представляла бы собой трудовое законодательство строителей. Однако жизненные потребности людей столь многообразны, что люди не ведают единой цели жизни. В отсутствии единой цели, общей идеи, государство представляет собой совокупность, несогласованных друг с другом, различных структурных трестов: строительных, армейских, чиновничих и т.п.

— Целевая неопределенность человеческой жизни проецируется в целевую неопределенность государства.

С другой стороны, сами задачи и способы их решения столь различны, что тактические действия зачастую входят в противоречие друг с другом.

— Отсутствие единой стратегии, как принципиального механизма движения к цели, предопределяет несогласованность тактических действий при решении разнохарактерных задач.

Вывод

Главная причина несогласованности Законов с Жизнью обусловлена:

а). отсутствием единого стержня, присущего всем сферам жизнедеятельности.

б). отсутствием единых принципов, способных увязать и стратегически согласовать друг с другом многобразие тактических действий.

Решение задачи согласования Закона с Жизнью

Решение задачи вытекает из аксиомы:

— страгическая цель является универсальным объединяющим стержнем для согласования тактического многообразия.

— Для согласованного движения общества в процессе решения разнохарактерных задач необходима единая система принципов и механизмов, как руководства и инструкции к движению.

— Разумный путь согласования Закона с Жизнью — это путь эволюционных преобразований, ведущих к совершенствованию.

 Эволюционный путь решения задачи:

Конституция делится на две части:

а). действующая Конституция, как тактическая часть;

б). Стратегическая Конституция.

Процесс

— По мере готовности той или иной сферы жизни к преобразованиям, соответствующие законы действующей Конституции дополняются или корректируются в свете Стратегической Конституции.

— На основании конституционных изменений вносятся соответствующие изменения в законодательную базу и внедряются в жизнь.

— Стратегическая Конституция корректируется по результатам анализа внедрения, и процесс повторяется.

Такое взаимодействие Стратегической Конституции с действующей Конституцией позволит поэтапно согласовывать Законы с Жизнью в едином движении к совершенствованию.

 Необходимые условия для формирования тактики и стратегии

Пояснения к терминам:

— Стратегия включает в себя стратегию движения и стратегическую цель.

— Стратегия движения ориентирована на стратегическую цель.

— Тактика действий руководствуется стратегией движения.

Стратегия движения и тактика действий

— Стратегия движения должна в доступной форме отражать принципы жизнеустройства Человека, а также механизмы взаимодействия и интеграции на всех уровнях, включая природу.

— Выбор той или иной тактики действий является прерогативой Человека.

— Стратегия движения должна нести в себе стимул для совершения тактических действий в заданном направлении.

К примеру, стратегия, ведущая Человека к совершенствованию во взаимодействии с внешним миром, несёт в себе стимул для соответствующих тактических действий.

Стратегическая цель

— Стратегическая цель должна быть прямо связана с Человеком.

— Стратегическая цель должна находиться вне конкретной системы и обладать объединяющим свойством.

Это условие позволит любой системе, включая Человека, всегда быть открытой для взаимодействия с другими системами и стратегически согласовывать тактические действия.

— Стратегическая цель должна обладать свойством бесконечности.

В противном случае, достижение конечной цели приведёт к остановке жизненного развития.

 Парадигма Стратегической Конституции

Вполне очевидно, что существуют единые закономерности для всего живого на Земле. Благодаря единообразию методов и единству созидающих принципов, для всех видов в природе действуют универсальные механизмы развития и совершенствования, как во внутривидовом, так и в межвидовом взаимодействии. В то же время, современные достижения в познании законов природы позволяют провести анализ развития живой природы и человеческого общества, выделив их общие закономерности. К примеру, для решения своих технических нужд Человек уже полвека пользуется принципами, заимствованными у природы, создав для этих целей науку — Бионику.

В свете вышеизложенного, рассмотрим возможность создания Стратегической Конституции, прибегнув к природной мудрости.

 Стратегическая Конституция

 Проект

Исходные положения

Стратегическая Конституция юридической силой не обладает, но является стратегическим ориентиром для действующей Конституции.

Стратегическая Конституция исходит из постулата, что Человеку в своей жизнедеятельности на Земле не следует противоречить природным закономерностям.

— В Стратегической Конституции излагаются принципы построения и механизмы взаимодействия, основанные на природных принципах созидания.

(см. раздел «Перечень некоторых природных принципов созидания»).

— Изучением природных принципов созидания, применительно к жизнеустройству Человека, должна занимается новая наука о симбиозе Человека и Природы.

— Непосредственные разработчики Стратегической Конституции выявляются по аналогии с природным механизмом естественного отбора.

(см. раздел «Взаимодействие, как механизм совершенствования»).

 Структура и система

— Структура состоит из совокупности элементов со своими связями, образуя в целом несущий остов системы, её скелет.

— Структурные элементы отличаются друг от друга своим функциональным назначением (органы управления, информационно-аналитические, координационные и т.п.)

— Система представляет собой совокупность структурных элементов, находящихся во взаимодействие друг с другом посредством связей, обеспечивающих реализацию функциональных «правил игры».

Характерные особенности

 — Одни и те же структурные элементы, в зависимости от связей и правил «игры», могут образовывать разные системы.

К примеру, в большинстве современных систем жизнеустройства государства присутствуют известные три ветви власти, а «правила игры» образуют многообразие систем от авторитарной тирании до демократичной формы правления.

— Истинны те связи и структурные элементы, которые востребованы жизнью, и без которых жизнь в человеческом обществе невозможна.

К примеру, известен случай, как двое детей заблудились, попали в волчью стаю, где и выросли. Среди волков осознание себя не было востребовано, и когда люди нашли этих детей, то это были настоящие волки, но с человеческим телосложением и лицом. Структурно они ничем не отличались от нормальных людей, но их система уже относилась к волчьей стае, а не к человеческому обществу, и жить среди людей они не смогли.

— Качественно новую систему можно получить в результате принципиальных структурных изменений в системе и добавлением новых структурных элементов.

К примеру, самолёт был создан за счёт принципиальных изменений в конструкции автомобиля и добавлением новых элементов.

— Отсутствие, избыток или наличие лишнего структурного элемента снижает потенциальные возможности системы.

К примеру: «отсутствие элемента» — одноногий человек бегать не может; «избыток» — полнота мешает бегу; «лишний элемент» — человеку с чемоданом в руках бегать затруднительно.

— Совершенствовать систему можно за счёт усовершенствования структурных элементов и оптимизационных изменений в структурных связях.

 Взаимодействие, как механизм совершенствования

Совершенствование предполагает создание принципиального механизма, позволяющего естественным образом непрерывно выявлять лучшие умы для работы над Стратегической Конституцией.

С этой целью деятельность разработчиков Стратегической Конституции широко освещается и открыта для всех желающих принять участие в ней.

В процессе широкомасштабной, гласной работы и во взаимодействии со здравомыслящими людьми, осуществляется естественный отбор лучших участников, с соответствующей ротацией в рабочих  группах.

По мере готовности общества к преобразованиям, на обсуждение-референдум выносятся проекты внедрения, в частности, в форме поправок или изменений в действующей Конституции. После принятия окончательного решения, в законодательную базу вносятся соответствующие изменения. Затем осуществляется внедрение и контроль на местах.

Следует отметить, что даже пассивное участие широких слоёв населения в работе над Стратегической Конституцией способно лучшим образом подготавливать людей к соответствующим преобразованиям в их жизни.

Автор настоящих тезисов апробировал методику взаимодействия посредством Интернета, как эффективного механизма по выявлению лучших умов и идей естественным образом. (Материалы дискуссий находятся по адресам, представленным в «Сопроводительной записке»). Для работы в виртуальном режиме Интернета над проектом Стратегической Конституции технических препятствий нет.

 Перечень некоторых природных принципов созидания

а). принцип внутреннего единства системы — подчинение всех принципов созидания единоначалию и их ориентация на главную стратегическую цель;

б). принцип функционального разделения внутреннего единства — дифференциация системы по жизненно важным функциям, которые должны быть возложены на элементы структуры и связи между ними;

в). принцип резильянса — накопление потенциальной энергии для качественного скачка;

г). принцип траекториального строения — распределение ресурсов пропорционально жизненной востребованности;

д). принцип дублирования типовой ячейки — повторяемость модели типовой ячейки на всех уровнях системы;

е). принцип бифуркации — стресс, способствующий выявлению слабых звеньев и проверке системы на жизнестойкость;

ж). принцип направленной формы потери устойчивости — прогнозируемость поведения системы в тех или иных стрессовых условиях;

з). принцип регенерации — восстановление утраченных функций;

и). принципы оптимизации:

— минимизация потенциальной энергии — в оптимальной системе разность между условно требуемыми затратами энергии и фактическими всегда должна быть положительной и стремиться к нулю. Положительная разность направляется на решение стратегических задач. Если же разность отрицательная, то поведение системы непрогнозируемо.

к). принцип динамического равновесия;

л). принцип приоритета по критериям востребованности жизнью;

м). принцип естественного отбора лучшего;

н). принцип совершенствования во взаимодействии;

о). принцип прямой — обратной связи

     и другие.

 Заключение по проекту Стратегической Конституции

Главное достоинство проекта заключается в том, что статичную идею «Человек — мера всех вещей», которой люди придерживаются с античных времён, заменит динамичная идея совершенствования Человека во взаимодействии с окружающим миром. Главное, что принцип взаимодействия позволит Человеку ощутить свою востребованность и причастность к жизни, что является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности.

Внедрение механизма взаимодействия разработчиков Стратегической Конституции с широкой общественностью будет способствовать освобождению разума Человека от традиционных догм и стереотипов. Всё, что не востребовано жизнью, постепенно уйдёт в лету, но произойдёт это не так скоро. Поэтому реальное действие Стратегической Конституции рассчитано на тех, кто ещё не родился, но основы необходимо заложить сейчас, и это в наших силах.

Знание созидающих принципов позволяет раскрывать истинные причины тех или иных событий прошлого. В частности, знание принципов созидания предотвратило бы столь пагубное разрушение СССР, и даже хунте в лице ГКЧП позволило бы удержать власть в своих руках (более подробно обо всём этом и о природных принципах, применительно к системе жизнеустройства Человека, описано в авторской книге «Театр одного зрителя». Адреса указаны в «Сопроводительной записке»).

Нарушения принципов имеют место и в настоящее время, но их рассмотрение выходит за рамки условий конкурса.

Настоящий проект выходит за границы отдельной национальной идеи или государства. Более детально говорить о глобальной стратегической цели, тем более, как о цели, обладающей свойством бесконечности, в заданном объёме не представляется возможным. Отметим только, что будущее России видится, как сердце планеты Земля. Сердце способно биться само по себе, и во внутриутробном состоянии формируется первым. Оно обладает собственным врождённым разумом и начинает биться до появления физического мозга. Сердце первым дарит Человеку жизнь.

Руководствуясь принципами созидания, можно уже сегодня внести ряд конструктивных предложений по улучшению общего состояния страны. Следует сознавать, что вне единых закономерностей Человек вынужден кружить в водовороте следствий порочного жизнеустройства, придуманного его смертным умом. Пока ум своими амбициями на господство не уничтожил мир, разум должен сознательно вовлечь Человека в новую «игру» по правилам, вытекающим из мира причин природной мудрости.

Приложение

Противоречия Закона с Жизнью, на примере Конституции Российской Федерации

— Согласно статье 20 каждому даётся право на жизнь. Однако, в буквальном смысле, право на жизнь уже изначально является прерогативой родителей, а не государства. Государство призвано обеспечить социальные гарантии и безопасность для нормальной жизнедеятельности людей, то есть имеет место подмена понятий.

— Согласно статьи 29 п.1, каждому гарантируется свобода мысли. Однако, сама по себе мысль в свободе не нуждается, и её невозможно регистрировать на предмет свободы. Подобная гарантия дублирует то, что изначально «гарантировано» самой природой Человека.

Человек свою мысль может выражать словесно, письменно, жестами... Если гарантии рассматривать, как необходимое условие для свободы волеизъявления, то последнее подконтрольно государству, и на свободу волеизъявления наложены соответствующие рамки закона.

Остаётся рассматривать свободу мысли только в свете заботы государства об охране психики своих граждан от психотропного, психогенного или аналогичного воздействия. Но тогда для независимости и свободы мысли требуется, по меньшей мере, ввести цензуру на СМИ, что противоречит статье 29 п.5. Кроме того, вкупе с заботой о психике следует также проявить заботу о физическом здоровье Человека. Для этого необходимо конституционно гарантировать условия для нормальной работы сердца и других органов, что уже вне всякой логики.

Вывод: настоящее конституционное утверждение о гарантиях свободы мысли — нонсенс.

— Согласно статьи 21 п.1, достоинство личности охраняется государством. Однако государство не охраняет, а только предоставляет право защищать достоинство личности в судебном порядке, что оговорено другими законами. Воспользоваться этим правом или нет — это уже личное дело граждан, а не государства. В противном случае, следует указать ту сферу по охране достоинства личности, которую государство, независимо от волеизъявления Человека, возлагает на себя.

— Согласно статье 15 п.2 представители власти и простые граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы. Однако, если для простых граждан эта обязанность сводится к соблюдению законов «общежития», то для представителей власти — это их прямая обязанность и непосредственная работа: создавать законы и претворять их в жизнь. Поэтому последние должны не просто соблюдать, а нести соответствующую ответственность за разработку и внедрение закона в жизнь, точно также, как все простые граждане несут ответственность за исполнение своих служебных обязанностей. Причём, любое внедрение закона предполагает создание такого механизма, который позволял бы закону действовать прямо по назначению, минуя бюрократические препоны. Это условие практически не соблюдается.

— Механизм, предлагаемый статьёй 111 п.4, ставит Высший законодательный орган перед выбором, вынуждающим отказаться от своего решения. Это обусловлено правом Президента распустить законодательный орган, если тот троекратно отклонит, предлагаемые Президентом, кандидатуры на пост Главы Правительства. Подобный механизм ставит членов законодательного органа перед выбором: или отказаться от своего решения во время третьей попытки, или лишиться депутатских привилегий, что практически маловероятно.

Последнее обстоятельство входит в противоречие со статьёй 29 п.3, гласящий, что никто не может быть принуждён к отказу от своих убеждений. В противном случае, необходимо дать определение: что есть принуждение к отказу? При этом также нарушается статья 15 п.1, гласящий, что ни один закон не должен противоречить Конституции, тогда как в законах самой Конституции имеет место противоречие.

— В Конституции отсутствует статья, которая запрещала бы проводить голосование пакетом предложений. Это обстоятельство позволяет наряду с позитивными предложениями проводить и негативные.

Из вышеизложенного следует, что законы действующей Конституции расплывчаты, неоднозначны. Естественно, при этом неизбежны противоречия между Законом и реальной жизнью.

Ваше мнение и замечания прошу пересылать на: sakart@freenet.am

Оппонеты

Условия конкурса

На страницу Новости

На страницу Планы на Будущее

На главную страницу сайта

 Рейтинг@Mail.ru


Сайт создан в системе uCoz