Главная страница старого сайта

Главная страница нового сайта

Критика в адрес устроителей литературных конкурсов, в частности, конкурса «Большая книга»  и альтернативный механизм взаимодействия читатель-писатель-издательство.

Вначале критика. Вот что сказал председатель совета попечителей конкурса "Большая книга" член-корреспондент РАН Николай Скатов. http://bigbook.ru/

Общество переживает известный кризис. Литература по многим причинам в загоне. Наше общество продолжает быть самым читающим, хотя читающим своеобразно. Ему нужно помочь, нужны стимулы – популяризация с помощью телевидения, общественное признание, и мне очень нравится, что впервые столь представительная аудитория – от советника президента России до учителя средней школы - становится причастной к присуждению литературной премии. (конец цитаты)

Мне показалось странным, что уважаемый г-н Скатов выход литературы «из загона» видит в создании имиджа путём популяризации на телевидении. По всей видимости, г-н Скатов намерен запустить рекламный ролик с участием именитых и ответственных товарищей, к чьему мнению прислушиваются миллионы. Прислушаются, значит, обществу будет оказана помощь для понимания и признания рекомендуемой им литературы. Видимо, поэтому г-ну Скатову понравилось, что и советник Президента России причастен к конкурсу. Ведь книги теперь читают как-то своеобразно, да и кризис на дворе. А тут, есть с кем посоветоваться, прислушаться к рекомендациям свыше, и всю ответственность возложить на полномочного представителя. Так что, присутствие советника Президента весьма кстати. Впрочем, есть и другие не менее заманчивые варианты.

В то же время, на соискание премии поступило 897 рукописей и книг. В составе жюри 97 человек, а срок для отбора кандидатов Лонг-лист – 1 месяц. Как же быть, если даже для разового прочтения книг на каждого из членов жюри уже приходится примерно по 10 книг, при минимальном объёме каждой в 150 страниц? Уверен, что объёмы книг гораздо больше минимума, а теперь прикиньте, о каком обсуждении может идти речь, если книгу, в лучшем случае, читал только один из членов уважаемого жюри? И читал ли?

Как ни крути, но невольно приходит на ум, что всё уже заранее распланировано и предрешено. Поэтому и все протоколы засекречены, а читателю уготована участь — полагаться только на авторитетное мнение с экранов телевизоров. Даже на мой наивный запрос с требованием сообщить номер регистрации моего произведения, ответ от устроителей конкурса так и не поступил.

Так как же устроители конкурса предполагают вывести литературу «из загона», если непосредственный читатель даже о причинах своего «своеобразного» чтения ничего сказать не может, а номинант не вправе узнать номер регистрации своего детища, которое уже выбыло из "игры"? О каком объективном общественном признании может идти речь, если альтернативы для выбора нет?

Вывод:

КОНКУРС «БОЛЬШАЯ КНИГА» ОРГАНИЗОВАН НЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ,

а ответ на вопрос: для кого организован этот конкурс, я оставлю на Ваше усмотрение.

Итак, возможен ли конкурс ради причины, из-за которой конкурс вообще существует, или это из области фантастики? Поэтому, критикуя, я предлагаю устроителям литературных конкурсов следующий механизм. Представьте такую картинку. Всем авторам под кодовыми именами выделяется своя площадка на сайте, куда они выкладывают свои произведения. Читателям предоставляется возможность читать эти произведения и высказывать своё мнение. Автор под кодовым номером, то есть анонимно, отвечает читателям. Читатель не знает — кто писатель, писатель не знает — кто читатель. В случае нарушения своей анонимности, автор лишается права дальнейшего участия. В ходе дискуссии читатель — писатель, выявляется ценность того или иного произведения. Во взаимодействии с читателем, автор видит свои огрехи, а многотысячная читательская аудитория имеет возможность самой формировать и Лонг-лист, и шорт-лист, и победителей вознаграждать. Думаю, что спонсирующим организациям приятнее будет сознавать, что их деньгами распорядятся по справедливости и по назначению, но, конечно, при условии, что иных целей они не преследуют. Если же читательский выбор зайдёт в тупик, то к работе уже подключится жюри, как третейский судья. Думаю, согласитесь, что в такой постановке потребность в эфирном времени на телевидении сама собой отпадёт, а читатель сам явится живой рекламой для полюбившегося произведения. При этом писатель получит прекрасную возможность совершенствовать своё творчество, а читатель ощутит востребованность критического взгляда на жизнь и осознает свою ответственность в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Такой читатель уже не будет безразличен к книгам, а писатели увидят истинное отражение своего труда во внешнем мире. Однако, как заметил один из читателей этой статьи: "кто заказывает музыку, тот и автора танцует". Я согласен с его замечанием и уверен, что устроители конкурса найдут тысячу отговорок, чтобы заболтать здравый смысл, а праведность обречь на поражение.

Впрочем, есть и другой, альтернативный и бескровный путь. Нижеследующий текст я разослал по издательствам и теперь жду ответа. Возможно, мой проект кому-то из Вас и какому-либо издательству приглянется.

Уважаемая редакция.

Прошу ознакомиться с моим проектом и, если у Вас есть желание принять участие, прошу ответить на вопросы, изложенные внизу. Буду рад выслушать Ваши замечания и предложения.

Проект взаимодействия читатель — писатель — издательство

1.     С издательством заключается договор, согласно которого, издательство берёт на себя печатание, реализацию продукции и распределение дивидендов среди тех участников проекта, которые заплатили за стоимость заказа на издание данной книги.

2.     Участником проекта может стать любой человек, организация, предприятие, которые внесли паевой взнос.

3.     Ограничений по времени присоединения к проекту — нет.

4.     Количественных квот и прочих регламентов для участия в проекте — нет.

5.     Минимальный паевой взнос может равняться взносу, который обязан сделать номинант, согласно п.8.1, к примеру, за первые 100.000 знаков в произведении.

6.     Верхний предел паевого взноса не ограничен, но ставка на уже заказанное произведение, может вноситься только после согласования с издательством.

7.     Писатели, выполнившие требования по п.8, признаются номинантами и имеют право выносить на обсуждение свои произведения.

8.      Номинант обязан:

8.1   оплатить минимальный паевой взнос, к примеру, за первые 100.000 знаков в произведении, (пай — фиксированная величина, и меньшее число знаков в произведении не изменяет размер пая)

8.2   внести дополнительную плату за превышение, к примеру, 100.000 знаков.

9.      Верхний предел платы номинантов не ограничен, но ставка на уже заказанное произведение, может вноситься только после согласования с издательством.

10.  Номинанты и другие участники проекта являются равноправными пайщиками с равными правами голоса.

11. Все взносы накапливаются на ВЕБ-кошельке или расчётном счёте издательства.

12. Вся информация в открытом виде представляется на сайте. (реестр произведений с указанием ставок, ники участников проекта с указанием их паевых взносов и т.д.)

13.  Все, независимо от того, являются участниками проекта или нет, могут знакомиться с произведениями номинантов, и открыто обсуждать их.

14.  Обсуждения открыты для всех (на форумах, в дискуссионных листах и т.п.) с привлечением сторонних людей для участия в проекте, (пайщикам выгодно привлекать новых участников, поскольку тираж при этом возрастает, что снижает себестоимость продукции).

15.  По мере обсуждения произведений, выявляются лучшие из них.

16.  Пайщики делают свои ставки на наиболее актуальных и конкурентоспособных, по их мнению, произведениях.

17.  До заказа издательству конкретного произведения, пайщик имеет право менять своё предыдущее решение и переносить свои ставки на другие произведения.

18.  Когда сумма ставок на произведение достигает размера, который позволяет приступить к её изданию, с общего согласия пайщиков, сделавших ставку на данное произведение, издательству спускается заказ.

19.  С момента согласия пайщика, согласно п.18, он уже не вправе отменять своё решение, а его ставка закрепляется за данным произведением. С согласия издательства он имеет право только увеличивать размер ставки.

20.  После реализации продукции, пайщики данного произведения получают от издательства (банка) соответствующие дивиденды, а автор произведения — своё вознаграждение.

21.  Сроки начала выплаты дивидендов и вознаграждения назначаются издательством, но не более сроков, оговариваемых договором.

22.  Пайщики обладают правом безвозмездно приобрести продукцию на сумму своего вклада, с последующей реализацией своими силами. При этом авторский гонорар, затраты на рекламу, а также затраты на организационные мероприятия, включается в отпускную цену. (остальным пайщикам нет смысла противиться этому пункту, поскольку с ростом тиража снижается себестоимость продукции).

23.  Пайщик имеет право выхода из проекта, с возвратом своих вкладов, но с соблюдением условия п.19.  

Данный механизм позволяет решить следующие вопросы:

1. Жюри-пайщики вынуждены объективно оценивать произведение, поскольку личные дивиденды, находятся в прямой зависимости от их объективности. При этом «перетягивание одеяла на себя» между писателями в определённой мере исчезнет, поскольку каждый писатель воочию столкнётся с отражением своего произведения во внешнем мире.

2. Дополнительная плата за лишние знаки будет стимулировать писателей к краткости изложения.

3. Прежде чем выносить своё произведение на конкурс, писатель подумает о его ценности и конкурентоспособности.

4. Личная заинтересованность пайщиков послужит мощным стимулом для рекламирования своей печатной продукции.

5. Издательству выгодно будет даже при нереализованной полностью продукции включать в свой план выполнение нового заказа, а с пайщиками расплачиваться уже из новых поступлений прибыли.

6. Творческое взаимодействие читатель-писатель-издательство послужит стимулом для совершенствования и расширения сознания всех участников.

Вопросы к издательству:

1. Имеете ли Вы возможность решить три пункта: 1.издать, 2.продать, 3.разослать по адресатам (пайщикам) их долю от прибыли?

2. Ориентировочно, каков должен быть минимальный тираж, чтобы окупить издание с нулевой прибылью для пайщиков?

3. Ориентировочно, какую минимальную сумму для издания должны набрать пайщики?

4. Ориентировочно, какую паевую долю издательство может взять на себя?

5. Назовите ориентировочные сроки, когда издательство сможет начать расплачиваться с пайщиками после того, как заказ будет оплачен и спущен для исполнения?

6. Способна ли Ваша бухгалтерская система своевременно выплачивать дивиденды, если число пайщиков многократно возрастёт? 

Ваши ответы позволят мне решить задачу оптимальным образом. Прошу эту информацию о проекте переслать всем заинтересованным лицам. Жду Вашего ответа, чтобы приступить к реализации проекта. Со мной можете познакомиться, посетив нижеуказанный сайт.  

С уважением, автор проекта, Саканян Артур.

http://sakart.masterscity.net/ - авторский сайт
http://sakart.narod.ru/ - дубль авторского сайта
Best regards, Sakart mailto: sakart@freenet.am

 P.S. Реально я представляю, что первый паевой взнос должен быть символичным, чтобы привлечь первых пайщиков незначительностью сумм. Скорее всего, первыми пайщиками будут сами писатели. Основная масса читателей инертна и будет в роли наблюдателей. Однако, после первого оборота и продолжающегося процесса обсуждения следующих произведений, суммы паевых взносов и число участников проекта резко возрастут. Думаю, согласитесь, что пайщики не будут снимать свои суммы полностью, а будут их вкладывать в выпуск новых книг.

На начальном этапе большую роль играет психологический фактор, который обладает свойством инертности, и торопить естественный ход развития событий не следует. При правильной организации можно охватить большую армию пользователей Интернета, с их привлечением к творческому взаимодействию, а также рекламированию книг.

Рассчитывать на прибыль с первого оборота — маловероятно. В дальнейшем дело будет набирать полноценные обороты.

Чтобы этот проект сдвинуть с мёртвой точки, надо оперировать конкретными фактами и цифрами, и я надеюсь, что Вы, как и я, увидите позитивные перспективы проекта.

***

P.P.S. Если проект заинтересовал или Вам есть что-то добавить, покритиковать и т.п., то напишите мне на: sakart@freenet.am и тогда Вы гарантированно будете получать информацию о дальнейшем ходе развития событий. К сожалению, у меня есть горький опыт, когда здравомыслию противопоставляют запрет. Две мои рассылки прикрыли, как только я стал вникать в суть Конституционных законов.

С уважением, Саканян Артур.

Зарегистрироваться на сайте

Главная страница старого сайта

Главная страница нового сайта

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz